абу Абдуррахим  
Вопрос:
Ассалямуалейкум уа рахматулахи уа барактух Сырым Куанышевич!. у жены нарушение сознания и полная потеря координации. ей 39 лет 28 неделя беременности. беременность 4-ая родов не было.3 выкидыша. вредных привычек нет. МРТ головы ничего не выявило. Азот,мочевина и креатинин повышены. Показатели печени выше нормы. Давление в норме. Врачи не могут поставить диагноз. Что нам делать? По телевизору сказали что вы определяете причину болезни.

Ответ:
3 выкидыша в анамнезе наводит на мысль о физиологической причине. У нее аутоиммунная реакция связанная с беременностью. Необходимо сделать ангиографию на наличие васкулита и консультация иммунолога.

Задать вопрос
 

Алалия

Алалия –  клинический диагноз, который ставит  невропатолог,  если у ребенка к 3-4  годам жизни отсутствует речь, соответствующая нормам развития ребенка. Алалия это расстройство, связанное с неправильной переработкой слуховым анализатором звуковых волн. Данная дисфункция  речевых зон формируется в раннем детстве, в течение первых 2-3 лет жизни. Причиной таких нарушений является повреждение речевых зон, которые находятся в центральной части левого полушария головного мозга  - Брока и Вернике, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. При данном  диагнозе  речь либо отсутствует вовсе, либо грубо выражено ее недоразвитие. При этом слух у ребенка в норме, он может произносить звуки, отдельные буквы, слоги, пользуется жестами. Понимание речи частично сохранено, так оно наработано ежедневными повторяющимися бытовыми ритуалами повседневной жизни. У ребенка очень развита предметная деятельность. Ребенок может слышать вопрос, но не понимать его, может повторять вопрос за спрашивающим.   Алалия  характеризуется,   нарушением мелкой и крупной моторики,  фонетико-фонематического слуха, экспрессивной и импрессивной  речи, аграматизмом, нарушена слоговая и лексико-граматическая структура, страдает звукопроизношение.  Часто наблюдаются смежные нарушения развития, такие как дислексия - трудности при чтении (распознавание символов или их комбинаций), страдает правописание, присутствует эхолалия, вокализация, сенсорные отклонения, эмоциональная лабильность, внешняя отрешенность,  быстрая утомляемость, дефицит внимания, трудности с концентрацией и затруднение межличностных отношений. При алалии характерна  первичная  сохранность интеллекта, либо очень легкая степень интеллектуальной недостаточности - олигофрения. Алалия варьируется от тяжелой формы – абсолютное отсутствие речи до 8-10 лет, и более легкой формы, аналогичной общему недоразвитию  речи. В основном у ребенка нет нарушений в других областях развития, но оно может проявиться при определенных обстоятельствах – резкое ограничение общения, гнёт общественности, избегание его ровесниками, помещение ребенка в открытые или  закрытые специализированные учреждения, где проходят лечение дети с психическими отклонениями, так как имитация и закрепление общественного поведения происходит именно в раннем возрасте. Если своевременно не лечить алалию, в дальнейшем это грозит социальной дезадаптацией, потерей себя как личности, не возможностью найти свое место в обществе, озлоблением и самоизоляцией от внешнего мира.

Алалия имеет 3 вида. Она делится на моторную, сенсорную, и сенсо-моторную. Моторная алалия (экспрессивная) характеризуется частичным пониманием речи, но при этом очень затруднено использование собственной речи, т.к. нарушен алгоритм выбора звуков для воспроизведения речевого высказывания. Для этого типа алалии характерны неврологические нарушения, такие как плохая координация, скованность движений,  гипотонус мышц, неловкость, слабая моторика (трудно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать узлы, складывать пазлы, держать предметы правильно).  

При сенсорной  алалии (импрессивной)  – ребенок не воспринимает и не понимает речь, при этом слух в норме и ребенок может произносить звуки и даже отдельные слова. У ребенка не налажена связь  между значением и звучанием слов.  Дети могут слышать очень тихие звуки, но не реагировать на громкий раздражитель в непосредственной близости, они воспринимают и усваивают тихую медленную речь намного лучше, чем крик или эмоциональную интонацию. При  этом может присутствовать чувствительность к  определенным звукам, таким, как звук рвущейся бумаги, скрип, капающая вода и т.д. Также характерны нарушения высших психических функций – слуховая память, рассеянное  внимание, эмоциональная лабильность. Детям с сенсорной алалией часто ставят  неверные диагнозы – тугоухость,  олигофрению,  аутизм.  

Сенсо-моторная алалия – это смешанный вид алалии, когда проявляются все вышеперечисленные  симптомы моторной и сенсорной алалий. Наиболее сложный в диагностировании и реабилитации вид. Очень часто ребенку с сенсо-моторной алалией ставят диагноз аутизм с назначением неадекватной и не корректной реабилитацией.

Часто по внешнему проявлению алалию можно спутать с высоко-функциональным аутизмом. В принципе, данные заболевания имеют схожий  генезис – повреждение структур головного мозга. Алалия может сопровождаться вторичными признаками – проявления аутичного спектра. Обычно проявляется это в игнорировании говорящего, не реагировании на  оклик или обращение, не желании налаживать глазной контакт (взгляд сквозь или в сторону), непонимании речи, воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов, усиленная жестикуляция. Иногда присутствует внешняя отрешенность, неусидчивость,  трудности с концентрацией внимания, эмоциональная лабильность, заторможенность,  проблема коммуникации и  социализации,  (в более позднем детстве),   

Крайне важно вовремя распознать подобные нарушения, так как промедление усложняет реабилитацию, или делает ее вовсе невозможной. Как понять, есть ли у вашего ребенка нарушение речи? Для этого маме  необходимо наблюдать за ребенком, вести подробный дневник развития ребенка  с рождения по месяцам.  Существуют  международные медицинские нормы развития ребенка. Примеру, в 3-4 месяца появление гуления, лепета. К первому году жизни  ребенок должен знать и произносить 5-6 слов, используемых по назначению. В полтора года 7-10 слов. К 2 годам должна сформироваться элементарная, двусложная фразовая речь. Возраст окончательного психологического формирования навыков речи 2-3 года. Далее может наблюдаться неправильное произношение разных звуков, что является нормой для детей до 6-7 лет.  Также предпосылками нарушения речи является отягощенный анамнез матери во время беременности, и ребенка во время внутриутробного развития, и первых 3 лет жизни.  Об этом подробно  речь пойдет далее.

Как возникают органические поражения мозга?

Как описано ранее,  алалия возникает вследствие органического поражения   зон Брока и Вернике. Причины этого состояния  – перинатальная энцефалопатия,  резидуально-органическое поражение центральной нервной системы. Существуют разные первопричины поражения участков мозга отвечающих за речь.  В период внутриутробного развития  гипоксия - кислородное голодание плода, внутриутробные инфекции, продолжительный или выраженный токсикоз, угроза прерывания беременности, тяжелое течение беременности, аритмии, преэклампсии, нарушения метаболизма (нарушение процесса обмена веществ в организме), недостаток витаминов и полезных веществ (к примеру, ученые выявили взаимосвязь между недостатком витамина Д3 в организме беременной женщины и врожденными нарушениями речи у ребенка). Далее, роды на ранних сроках, стремительные, затяжные роды, долгий безводный период, тяжелые роды с асфиксией, внутричерепная родовая травма, травма позвонка. Перенесенные  в первые три года жизни ребенка частые воспалительные и инфекционные  респираторные заболевания, влияющие на работу ЦНС, такие как пневмония,  менингит  и др., паразитарные инвазии, оперативные вмешательства с использованием общего наркоза, отсутствие речевого контакта с рождения ребенка.  Нарушение метаболизма в мозгу и организме ребенка в целом. Часто речевая зона поражается при таком заболевании, как эпилепсия. Различные эндогенные и экзогенные факторы, такие как употребление заведомо токсичных препаратов, продуктов питания при пищевой непереносимости,  недостаток питания, перманентное проживание в неблагоприятной среде, частые физические травмы головы. 

Какие функциональные и лабораторные диагностические методы применяются для выявления  физического  состояния мозга при алалии?  Если у малыша имел место хоть один из вышеперечисленных негативных факторов в период внутриутробного развития и первых 3 лет жизни, то необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированному неврологу, который назначит соответствующие диагностические мероприятия:

ЭЭГ – электроэнцефалограмма мозга. Проводится для выявления диффузных изменений - патологической биоэлектрической активности мозга. Ее локализацию и возможные очаги. Врач сам выберет продолжительность исследования.  Рутинное 15 минутное, либо   3-х часовое, либо же  полное ночное исследование со всеми фазами сна.

УЗДГ  - ультразвуковая допплерография сосудов. Метод диагностики, позволяющий диагностировать нарушение  кровотока и структуры сосудов.

МРТ – магнитно-резонансная  томография. Функциональное исследование головного мозга, снимок показывает все структуры мозга – ткани, кровеносные сосуды, ликвор, работу областей,  отвечающих за движение, речь, зрение, память и другие функции. Наиболее информативное  и обязательное исследование при алалии.

К сожалению, не все неврологи назначают анализы на нейроинфекции и консультацию остеопата сразу после рождения ребенка, но такие мероприятия крайне важны и могут помочь выявить первопричину поражения мозга.

Лечение и реабилитация.

К сожалению, при алалии речь самостоятельно не развивается, а это значит, что при постановке диагноза алалия  требуется немедленное медикаментозное лечение,  психолого-педагогическая коррекция, иначе речь не разовьется,  и такое состояние может повлечь за собой различные психические отклонения в будущем. Невролог должен стать вашим главным врачом, необходимо строго следовать рекомендациям врача.

Какое лечение необходимо ребенку с диагнозом алалия? Аллалия нуждается в систематичном и продолжительном лечении и реабилитации. При раннем вмешательстве, правильном лечении и коррекции прогноз весьма обнадеживающий.  Во-первых, невропатологом должны быть выявлены первичные причины поражения мозга, для чего назначается диагностика описанная выше. Далее нужно устранить первопричину.  К примеру, если это эпилепсия, необходима консультация эпилептолога,  который индивидуально подберет противоэпилептические препараты.  Если причина  активная нейроинфекция, необходимо пройти  консультацию инфекциониста, и он уже подбирает противовирусные препараты, при воспалении мозга, назначаются  противовоспалительные препараты и ноотропы. Если это нарушение кровообращения в сосудах мозга, также назначаются соответствующие препараты, массаж, плавание, лфк, гипокситерапия. Грамотный невролог обязательно назначит консультацию и лечение врача остеопата, курсами  через каждые 2 месяца. Курс логопедического зондового массажа в течение 10 дней через каждые 2 месяца. Часто  назначаются ноотропы, антиоксиданты, витамины, минералы, жирные кислоты, курсом в 1-3 месяца не менее двух раз в год.  Также самостоятельно каждый день нужно выполнять  упражнения для развития мелкой и крупной моторики (см.метод Монтессори), комплекс нейро-физических упражнений, направленных на формирование нервных импульсов,  развитие межполушарных связей (см. нейропсихологические упражнения, сенсорная интеграция). Также очень хорошие результаты дает аппаратное лечение (ТОЛЬКО ПОСЛЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЭПИЛЕПТОЛОГА!), такие как физиолечение, микротоковая рефлексотерапия, транскраниальная  микрополяризация,  массаж аппаратом ДЭНАС, аудио тренировки на аппарате Томатис, БОС, мозжечковая стимуляция, Forbrain, Fast for Word, и много других аппаратных методик.  Но основным методом все, же является   коррекционные  занятия на постоянной основе, максимум каждый день по 2 часа, минимум 3 раза в неделю по 1 часу.

Занятия должны  проводиться  не только специалистами логопедом и психологом, но также и мама должна очень активно ежедневно заниматься своим ребенком, уделять много внимания ребенку. Тесное общение с педагогами поможет маме самой начать заниматься с ребенком.  Начать можно с формирования зрительного понимания через картинки. К примеру, на картинке у ребенка болит зуб, он держится рукой за щеку и видны слезы, объясняем ребенку, что у ляли болит зуб, он плачет А-А-А (протяжно тянем звук А и просим повторить также ребенка), пароход гудит У-У-У, мишка рычит Ы-Ы-Ы, и так далее в этом же направлении. Когда у ребенка четко сформирована и закреплена связь  - картинка и имитация соответствующего звука и он четко знает и произносит гласные при вопросе как плачет ляля, как гудит пароход и др, можно переходить на согласные П, Б, К, Д и др.  Далее при закреплении согласных, можно переходить на слоги ПА, БА, КА и далее уже работать на формирование слов. В начале, самых простых состоящих из одного или двух закрытых слогов. Когда начнут появляться слова, следующим этапом должны стать очень элементарные фразы, состоящие из двух слов. Все занятия в обязательном  порядке должны быть подкреплены визуальным и тактильным материалом.  

Это основные и начальные занятия, дальше уже, когда речь начнет стойко проявляться, нужно заниматься по одной программе, что и ваш логопед дефектолог. 

Очень эффективна пальчиковая,  дыхательная и  артикуляционная гимнастика (с этими понятиями маму также ознакомит логопед). Во время занятий необходимо постоянно контролировать, чтоб ребенок следил за артикуляцией взрослого и имитировал движение мышц речевого аппарата.  При занятиях уединитесь с ребенком, уберите все внешние  раздражители. Не перегружайте ребенка обилием информации, картинками, звуками за одно занятие. Проводите занятие по 5-10 минут и делайте перерыв на 1 минуту с предметной деятельностью, пальчиковой гимнастикой, или физической активностью. Если ребенок совсем мал, тогда учите один звук в один день, и далее в течение дня в повседневных делах закрепляйте данный звук в игровой и непринужденной форме.

Разговаривать с ребенком надо привлекая его внимание к своему лицу, говорить четко и не быстро.  Постоянно провоцировать речь у ребенка, формировать пассивный словарь, стараться следить, чтоб ребенок смотрел на лицо говорящего, чтобы он наблюдал за артикуляцией говорящего, для  понимания работы мышц речевого аппарата. Нужно часто комментировать свои действия, или описывать происходящее, читать сказки, заниматься творчеством,  играть сюжетные игры, иметь с ребенком постоянную связь, обнимать, целовать, поощрять, хвалить за проявление речи, демонстрировать хорошее расположение духа. Вести диалог с ребенком, спрашивая у него и отвечая самой же на свой вопрос в другой интонации или другим голосом. Строго ограничить просмотр телевизора, сотовых телефонов, планшетов.  Для общего развития головного мозга очень полезна физическая активность.  Необходимо как можно больше гулять на свежем воздухе, общаться с нормотипичными детьми,  активно проявлять положительные эмоции к окружающим.

Напоследок хотим рассказать, какие превентивные меры можно предпринять, чтобы по возможности избежать в будущем у ребенка речевых или психических расстройств. Поскольку одной из основных причин органического поражения мозга являются нейроинфекции,  и большая часть из них передается половым путем, не желательно вести беспорядочную половую жизнь, необходимо избегать случайных половых связей. До начала половой жизни целесообразным будет проверить партнера на наличие заболеваний передающихся половым путем, и соответственно пролечиться.  А во время беременности постоянно отслеживать кровь на предмет первичного инфицирования или активизации застарелой инфекции (что входит в плановые обследования при  ведении беременности). Хотим отметить, что до 20 недели беременности нейроинфекции оказывают весьма серьезное влияние на развитие плода.  

Естественно, абсолютно точно, необходимо устранить все вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, систематическое недосыпание, дефицит питания или диеты, неподвижный образ жизни, чрезмерный вес,  а также работа на вредном производстве. Также до планирования беременности за полгода необходимо начать принимать витамины и минералы. Поскольку не все витамины безопасны (некоторые могут вызвать побочные эффекты при неправильном употреблении), следует в обязательном порядке проконсультироваться с гинекологом. Есть оптимальные варианты в виде витаминных комплексов, где комбинация и дозировка веществ уже  рассчитаны.  Одним из таких комплексных препаратов является “Эмфитал”, который необходимо принимать от 3 до 6 месяцев до планирования беременности. Во время беременности необходимо поддерживать иммунитет, питаться правильно и разнообразно, следить за состоянием здоровья, не переохлаждаться,  нельзя подвергаться тяжелым физическим нагрузкам, ограничить общение с маленькими детьми, походы в медицинские учреждения, воздействие различных  гаджетов, токсических химических бытовых веществ. Нельзя находиться в неблагоприятной окружающей среде. Во время беременности крайне нежелательно проходить лечение антибиотиками, подвергаться оперативным вмешательствам под наркозом. Далее во время родов желательно, чтоб партнер присутствовал  на  родах, необходимо по возможности ограничить родовспоможение акушером –  чтоб акушер не прикасался к роженице, нельзя давить на роженицу, выдавливать, вытягивать ребенка.

Желательно сразу после родов проверить новорожденного на нейроинфекции,  а если имеет место желтуха, необходимо проверить уровень билирубина в крови. Если при родах есть подозрение на родовую травму у новорожденного, необходимо как можно срочно показать ребенка остеопату.  В данном случае, лечение препаратами будет в разы эффективней,  поскольку мозг в течение первых лет жизни наиболее пластичен, есть вероятность полностью избежать неврологических последствий от родовой травмы.

Также существует весьма популярная версия о вреде вакцинации – плановых прививок, которые рекомендует наблюдающий педиатр в течение первых 2 лет жизни ребенка. Ребенку с подозрением на неврологические нарушения вследствие органического поражения мозга, совершенно точно педиатр даст медицинский отвод на некоторое время. Таким детям не желательно ставить прививки до полного выздоровления.

Поделиться

Поделиться

Яндекс.Метрика